Формирование личности в условиях инклюзивного воспитания
Инклюзивное образование в Республике Беларусь развивается с учетом принципов и требований, которые приняты в образовательной практике других стран. Инклюзивное образование предусматривает включение всех детей, независимо от имеющихся у них различий, в единую образовательную среду. Задачами такого образования являются: обеспечение равного доступа всех детей к качественному общему среднему образованию, организация совместного обучения и воспитания учащихся с нарушениями в развитии и нормально развивающихся сверстников; создание в учреждениях образования благоприятной обстановки для эффективной самореализации обучающихся, реализация дифференцированных образовательных потребностей всех детей и их успешной социализации.
Следует отметить, что данный вид образования требует проведения подготовки учащихся и законных представителей к образовательному процессу, создания специальных условий для обучения и воспитания, для успешной адаптации учеников с особенностями развития. Также необходима подготовительная работа с детьми, не имеющими особенностей психофизического развития, по принятию детей с нарушениями в развитии. Эффективная работа возможна при использовании системного подхода в организации деятельности учебного заведения по всем направлениям, что обеспечивает включение детей с особенностями развития и их полноценное участие в образовательном процессе школы и внешкольной деятельности. Важным является улучшение качества жизни детей с особенностями психофизического развития и их успешная адаптация к условиям социальной среды.
Особое внимание в условиях инклюзивного воспитания уделяется формированию и развитию личности учащихся. Как известно, личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации, деятельности и общения с окружающими людьми. Развитие личности – это интеграция в новую социальную среду. Как правило, основная проблема «особого» ребенка заключается в ограниченности его связи с окружающими. Такие дети сталкиваются с негативным отношением со стороны одноклассников.Важную роль здесь играет педагогическая толерантность, когда педагог способен понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём человека с иными ценностями, мышлением, с иными формами поведения. На первоначальном этапе учителю необходимо помочь детям усвоить действующие в социуме нормы, овладеть соответствующими формами поведения.
На развитие личности благоприятное влияние оказывают положительные
взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса на уроках и во внеурочное время. В поведении детей с нарушениями присутствует импульсивность, обидчивость, раздражительность. Так же усугубляет ситуацию большая наполняемость класса. Поэтому учителю необходимо принимать меры по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей, необходимо создавать условия для сплочения детского коллектива. В условиях инклюзивного воспитания важным является формирование адекватных установок в отношениях между всеми учащимися в классе. Необходимо подчеркивать, что дети с особенностями психофизического развития - это люди с определенным потенциалом и возможностями. Здесь педагогу необходимо помочь ребенку раскрыть свои внутренние ресурсы, найти свой круг общения, где он сможет реализовать свои способности.
В формировании личности важную роль играет развитие у детей навыков самообслуживания, умения следить за своим внешним видом. Опрятный внешний вид «особых» детей вызывают симпатию у нормально развивающихся сверстников, желание с ними общаться, поэтому педагогу нужно формировать у ребенка привычку носить чистую одежду и осуществлять контроль за своим внешним видом.
Также необходимо уделять внимание развитию самооценки и уровня притязаний, так как они играют большую роль в формировании личности. В условиях инклюзивного образования учителю необходимо подчеркивать сильные стороны и положительные качества учащихся с особенностями развития, такие как физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность, любознательность, доброжелательность. С этой целью необходимо акцентировать внимание даже на незначительных успехах ребенка, создавать ситуации успеха, которые стимулируют данную категорию детей к самостоятельности и инициативности.
Становление личности невозможно без адаптации ребенка в социуме. Важно показать детям, что общество нуждается в них и они способны внести свой вклад в развитие своего города, страны. С этой целью можно приводить в пример достижения взрослых людей с нарушениями в развитии в профессиональной деятельности и самостоятельной жизни. Можно познакомить детей с профессиями, которые они могут освоить, привести примеры известных людей, имеющими особенности развития (актеров, музыкантов). Важное место для развития разносторонней личности учащихся отводится организации культурно-развлекательных и познавательных мероприятий для детей и их родителей, где школьники могут проявить свои таланты, раскрыть потенциальные возможности, поверить в свои силы.
Таким образом, каждый ребенок, каким бы он ни был, - прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
Включённость учащихся с особенностями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников повышает адаптационные возможности детей. В условиях совместного обучения формирование личности учащихся с особенностями психофизического развития происходит более полноценно, так как удовлетворяется потребность таких детей в общении и совместной деятельности; у них формируются адекватные представления о физических и психических качествах, самооценке, уровне притязаний, моральных нормах; появляется возможность комфортно и безопасно чувствовать себя рядом с окружающими их людьми.
разгарнуць » / « згарнуць