Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

РРЦ Биология

Ссылка на ОРЦ по учебному предмету "Биология" 

Пояснительная записка

Программа по биологии «Подготовка к олимпиаде по биологии»

рассчитана на дополнительное углубленное изучение биологии учащимися 9-11класса, 18 часов за год.

Содержательная часть программы разработана на основе:

Содержания олимпиадных заданий 2 и 3 этапов республиканской олимпиады школьников по биологии.

Программа конкретизирует содержание предметных тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.Некоторые темы, включенные в программу, не изучаются в школьном курсе биологии, но их включение оправдано целью курса. Содержание большинства разделов, одноименных изучаемым в рамках учебного предмета«Биология», расширено и углублено.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях,содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала,определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

 

Общая характеристика курса

Целью курса «Подготовка к олимпиаде по биологии» является организация подготовки заинтересованных учащихся к олимпиаде по биологии и поступлению в профильные вузы.

Курс «Подготовка к олимпиаде по биологии»,прежде всего, является частью общей системы изучения биологии в школе, т.е. направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Кроме того, Программа основывается на последних достижениях биологической науки, вытекающих из классических исследований прошлого, опирается на общефизические и общехимические законы Вселенной.Повторение,изучение,обобщение теоретического материала составляет не основу курса, а является вступительным, начальным этапом каждого занятия. Все теоретические сведения представляются в компактном и структурированном виде – в виде конспектов-таблиц, схем, кратких и четких определений. Основная часть времени отводится по разбор заданий олимпиадного уровня. Задания сгруппированы пот емам и соответствуют теме теоретического блока занятия. При подборе заданий особое внимание уделяется «типичным» заданиям (насколько этот термин вообще применим к олимпиадным заданиям),знакомству с наиболее частыми «ловушками» и типичными ошибками.

   Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа курса по биологии «Подготовка к олимпиаде по биологии» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются:сравнение объектов,анализ,оценка,решение задач, самостоятельный поиск информации.

             ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (18 часов)

Клеткакакбиологическаясистема–5часов

Химический состав клетки.Строение   и   функции молекул органических веществ- углеводы.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.

Многообразие клеток.Прокариоты и эукариоты.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза.

Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза.Мейоз,его фазы.

Многообразие организмов– 13 часов

Многообразие организмов.Бактерии.Грибы.Растения.Строение,жизнедеятельность. Многообразие и классификация растений. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Классификация,строение, жизнедеятельность.

Тематическое планирование курса по подготовке к олимпиаде по биологии

Общее количество часов: 18 часов

п/п

Тема занятия

Сроки

Примечания

Клетка как биологическая система –2 часа

Структурно-функциональная и

химическая организация        клетки. Поступление веществ в клетку.

сентябрь

 

Деление клетки.Митоз.Мейоз.

сентябрь

 

Бактерии, грибы- 2 часа

Бактерии.Грибы.

октябрь

 

Класс Базидиомицеты. Класс Аскомицеты.

октябрь

 

Растения – 8 часов.

Многообразие растений. Семейства   покрытосеменных.

ноябрь

 

Цветок. Соцветия. Классификация плодов.

 

ноябрь

 

ОПБП. Лабораторная работа «Препарирование    цветков растений, их анализ и установление формулы цветка».

декабрь

 

Ткани растений.

декабрь

 

Внутреннее строение стебля одно- и двудольных растений.

январь

 

Внутреннее строение листа. Типы проводящих пучков.

январь

 

ОПБП. Лабораторная работа «Строение эпидермиса традесканции, камелии». Типы устьичных аппаратов.

февраль

 

ОПБП. Лабораторная работа « Внутреннее строение стебля одно- и двудольных растений (поперечный срез)».

февраль

 

Беспозвоночные – 2 часа

 

Беспозвоночные животные. Тип Плоские черви. Цикл размножения червей паразитов.

март

 

Тип Моллюски. Двустворчатые моллюски- беззубка. Головоногие моллюски.

март

 

Позвоночные животные- 1 час

Хордовые животные. Сравнительная характеристика систем внутренних органов. Особенности пищеварения у жвачных парнокопытных.

апрель

 

Биохимия. Метаболизм клетки –3 часа

Углеводы. Классификация, особенности строения, функции.

апрель

 

ОПБП. Лабораторная работа «Определение моно- и полисахаридов».

май

 

Фотосинтез. Темновая и световая фазы фотосинтеза.

май