В настоящее время особую значимость приобретает поиск инновационных методов по формированию у учащихся гражданской идентичности.
Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Призывы о воспитании нравственно-патриотических чувств и гражданской идентичности звучат сегодня с многих политических, образовательных, социальных площадок.
Формирование гражданской идентичности – сложный процесс. Для достижения результата актуально применение методов и форм деятельностного подхода в обучении.
Главное в деятельностном подходе – это деятельность самих обучающихся, участие в мероприятиях в пределах возрастных компетенций, выполнение норм и требований школьной жизни, умение вести диалог, участие в общественной жизни, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
С сентября 2016 года в ГУО «Средняя школа №1 г. Черикова» реализуется инновационный проект «Внедрение модели формирования гражданской идентичности обучающихся в рамках организации и деятельности региональных виртуальных музеев». В школе были созданы условия для совершенствования профессиональных компетенций педагогов: организовано консультирование для руководителя и участников проекта научными консультантами, проводились обучающие мероприятия, практикумы, была организована работа консультационного пункта.
В 2016/2017 учебном году учреждение образования работало над выполнением диагностического и практического этапов инновационного проекта в соответствии с комплексно-целевой программой и календарным планом работы по реализации проекта на текущий учебный год. План работы успешно реализован. Основное внимание было направлено на выполнение диагностического и практического этапов инновационной деятельности.
В рамках инновационной деятельности осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение в виде консультирования, поддержки, оказания помощи, предупреждения неудач в выполняемой деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение проходило на протяжении всей работы над проектом. Педагог-психолог проводит диагностику учащихся, анкетирование педагогов, законных представителей учащихся. В 2016/2017 учебном году было проведено диагностическое исследование мотивационного комплекса личности педагогов, участвующих в инновационном проекте, изучена мотивационная структура педагогической деятельности учителей - участников проекта и выявлены наиболее значимые мотивирующие факторы.
За это время педагоги школы провели уроки и мероприятия по формированию гражданской идентичности, приняли участие в мероприятиях и конкурсах, повысили свою квалификацию на обучающих курсах и семинарах.
26 апреля 2017 года педагоги-новаторы приняли участие в областном методическом фестивале по теме «Инновации в образовании Могилевской области» для педагогических работников дошкольного, общего среднего, специального образования и дополнительного образования детей и молодежи. В рамках фестиваля на базе школы прошел День инноваций. За 2 недели на сайте школы был размещен план проведения мероприятий на 26 апреля. Все педагоги школы, работающие в рамках инновационного проекта, провели интересные и увлекательные мероприятия.
Идём мы по улицам своего города, читаем их названия и думаем: вероятно, нет ни одного города в мире, где не было бы именных улиц, то есть улиц, названных именами выдающихся людей, деятелей культуры, науки, современников и личностей из давно прошедших времен. Не исключение и город Чериков. Мы так привыкли к этим названиям, что не задумываемся над тем, кому принадлежит это имя и чем известен этот человек. Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и культуру страны, где ты живёшь, знать её народ.
Мы живем в красивом городе, где много примечательных мест. И с каждым годом наш город все больше и больше преображается, растет, благоустраивается. Уютные скверы и парки с прекрасными деревьями и пестрыми благоухающими клумбами. Центральные улицы, застроенные современными зданиями. Тротуары здесь выложены аккуратными плитками, многочисленные магазины привлекают красочными витринами. А вечером весь город вспыхивает яркими огнями фонарей, заливается таинственным, манящим неоновым светом реклам. Город живет своей насыщенной и неповторимой жизнью. Тихие дворики дарят радость и успокоение, и хочется не спеша пройтись вдоль них, предаваясь своим радужным мечтам. Во дворах всегда сохраняется идеальная чистота.
А таким ли был наш город, например, в 1787, когда впервые упоминалась улица Царицынская (Краснореволюционная) в честь проезда через город царицы Екатерины 2? Ответ на этот вопрос получили учащиеся 5 «В» и 8 «В» классов в рамках проведения экскурсии «Улицы города моего».
Учащиеся 11 «А» класса совместно с классным руководителем Морозовой Натальей. подготовили и провели классный час «Знаменитые люди Чериковщины». Большая роль при подготовке мероприятия отводилась самим учащимся. Ребята подготовили информации о наших знаменитых земляках художнике А.А. Марочкине (Алесь Мара), композиторе И.И. Любане (автор знаменитой песни «Бывайце здаровы, жывiце багата»), писателе В. Карамазове и Герое Советского Союза, командире знаменитого партизанского соединения 13, С.В. Гришине. Мероприятие сопровождалось мультимедийной презентацией.
Интересную и увлекательную экскурсию в школьном музее для учащихся 6 «Б» класса провел учитель истории Максименко Василий.
Классный руководитель 9 «Б» класса Анжела Никончик провела классный час «Один день из жизни города». На мероприятии был сделан акцент на 31 годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС. Цель проведения мероприятия: развитие креативного мышления, а также формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся. За один час учащиеся совершили виртуальное путешествие в 1986 год в город Припять, посетили Чернобыльскую АЭС до аварии и после, вернулись в наше время. Учащиеся пришли к выводу, что люди должны помнить о Чернобыле ради будущего, знать об опасности радиации и делать все, чтобы подобные катастрофы никогда больше не повторялись. Классный руководитель обратила внимание на то, что Чериковщина в результате аварии потеряла 25 населенных пунктов, 40% населения переехало. Минутой молчания учащиеся почтили память погибших в неравной борьбе с невидимым врагом.
Среди учащихся 5-11 классов было проведено анкетирование «Школьная идентичность». 100% респондентов чувствует себя в школе «гражданином своего класса» (человеком, делающим нечто, пусть даже самое простое, что затрагивает жизнь твоего класса). 83% учащихся чувствуют себя в школе «гражданином школы» (человеком, делающим нечто, пусть даже самое простое, что затрагивает жизнь твоей школы).52 % респондентов чувствуют себя в школе «гражданином общества» (человеком, делающим нечто, пусть даже самое простое, что затрагивает жизнь микрорайона, района, города, страны).
День инноваций закончился, но незабываемые впечатления у учащихся останутся надолго.
Позади один инновационный год за который педагоги школы и учащиеся сделали немало, но впереди предстоит огромный труд по систематизации и обобщению накопленного опыта по формированию гражданской идентичности. К 1 октября 2017 года материалы педагогов будут размещены на страницах виртуального музея.
раскрыть » / « свернуть