В современных условиях коррекционно-педагогическая помощь учащимся с особенностями психофизического развития в пункте коррекционно-педагогической помощи (далее-ПКПП) остается актуальной, так как с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения.
Открытие ПКПП позволяет своевременно оказывать коррекционно-педагогическую помощь, что содействует повышению качества образования. Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся, осваивающим содержание образовательной программы и имеющим некоторые трудности в их освоении. С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи учителем-дефектологом проводится первичная диагностика учащихся 1-4 классов, в ходе которой выявляется уровень развития устной и письменной речи школьников.
Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (или компенсацию) индивидуальных нарушений ребенка. Содержание занятий соответствует возрастным особенностям школьников, и определяется исходя из результатов изучения их индивидуальных особенностей.
На занятиях работа проводится по следующим направлениям: развитие лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие слогового и языкового анализа и синтеза. Работа по данным направлениям создаёт благоприятные условия для дальнейшего обучения детей в школе.
В 2018/2019 учебном году в ГУО «Средняя школа №1 г.Черикова» коррекционно-педагогическая помощь оказывается учащимся со следующими нарушениями устной и письменной речи:
-дислалия;
-нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
-дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Дислалия – нарушение звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата.
Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи.
При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога.
Коррекционная работа при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.
Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.
Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись рекомендации логопеда и артикуляционная гимнастика.
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это нарушение речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Работа учителя-дефектолога ведется по следующим направлениям:
Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие фонематического слуха. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика.
Расширение словарного запаса. Подразумевает не только расширение бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и фразеологизмов.
Формирование грамматического строя речи. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с НВОНР начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. На письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения.
Наиболее распространенными при этой форме дисграфии являются искажения звуко-буквенной структуры слова. Пропуски согласных при их стечении (диктант – “дикат”), пропуски гласных (собака – “сбака”), перестановки букв (тропа – “прота”), добавление букв (таскали – “тасакали”), пропуски, добавления, перестановки слогов (стакан – “ката”).
Нарушение деления предложений на слова при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь – “идедошь”, в доме – “вдоме”), раздельном написании приставки и корня слова (наступила – “на ступила”).
Направления коррекционной работы при данном виде дисграфии:
- Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
- Развитие навыков слогового анализа и синтеза
- Развитие языкового анализа и синтеза
- Формирование самоконтроля за письменной речью
При развитии фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза работа направлена на развитие умения определять последовательность звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).
Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
При развитии навыков слогового анализа и синтеза ребенку предлагается отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило деления слов на слоги.
Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Коррекционная работа по развитию языкового анализа и синтеза направлена на развитие умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.
Развитие у детей контроля за письменной речью.
Развитие у детей контроля за письменной речью является важным разделом работы. Следует отметить, что работа в этом направлении осуществляется не изолированно, а проводится параллельно с развитием различных форм языкового анализа и синтеза, включается в систему коррекции дисграфии.
раскрыть » / « свернуть