Родительский университет

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I - IV классов

Время проведения: 10.00-11.00 (суббота)

Место проведения: учебные кабинеты

п/п

Наименование раздела, темы занятий, перечень   изучаемых вопросов

Срок проведения

Форма проведения

Ответственные

1

1 класс

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1 классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Помощь ребенку в адаптации к школе. Причины социально- психологической дезадаптации.

09.09.2023

Семинар-практикум

   Ефремова В.В.,

  Педагог-психолог

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

11.11.2023

Семинар-практикум

  Ефремова В.В.,

  Медсестра (по  согласованию)

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудится.

27.01.2024

Круглый стол

   Ефремова В.В.

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка.

13.04.2024

Семинар-практикум

 Педагог-психолог

2

2 класс

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной   учебы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка.

21.10.2023

Семинар-практикум

   Дубровская Н.В.

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учебе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Кодекс семейного здоровья.

23.12.2023

Семинар-практикум

   Дубровская Н.В.

2.3

Тема 3. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

10.02.2024

Семинар-практикум

  Дубровская Н.В.,

  Педагог     социальный

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в месье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться.

25.05.2024

Круглый стол

   Дубровская Н.В.

3

3 класс

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребенка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям.

09.09.2023

Семинар-практикум

    Рабущищ Н.Л.

3.2

Тема 2. Физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников.

23.12.2023

Семинар-практикум

    Рабущищ Н.Л.

3.3

Тема 3. Здоровая семья-здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни.

27.01.2024

Дискуссия

Педагог социальный, педагог-психолог, медсестра (по согласованию)

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье-залог успеха школьника.

Сущность и особенности семейного общения. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.

20.04.2024

Семинар-практикум

Педагог социальный,

Педагог-психолог

4

4 класс

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов.

Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.

23.09.2023

Семинар-практикум

    Дергачева Л.А.,       медсестра (по     согласованию)

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.

16.12.2023

Круглый стол

    Дергачева Л.А., педагог социальный

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером.

17.02.2024

 Круглый стол

     Дергачева Л.А.

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.

   25.05.2024

 Круглый стол

     Дергачева Л.А.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Время проведения: 10.00-11.00 (суббота)

Место проведения: учебные кабинеты

№ п/п

Наименование раздела, темы занятий, перечень   изучаемых вопросов

Срок проведения

Форма проведения

Ответственные

1

5 классы

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников в школе.

23.09.2023

Семинар-практикум

Трайтова К.А.,

Демьянова Т.И.,

Семенов А.В.,

Педагог-психолог

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников.

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками.

25.11.2023

Круглый стол

Трайтова К.А.,

Демьянова Т.И.,

Семенов А.В.,

Педагог-психолог, педагог социальный

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

24.02.2024

Лекция

Педагог-психолог, педагог социальный, медсестра (по согласованию)

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета.

25.05.2024

Круглый стол

Трайтова К.А.,

Демьянова Т.И.,

Семенов А.В.,

Педагог социальный

2

6 классы

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка.

Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка.

02.09.2023

Лекция

Ковалева И.В., Якушева В.В., Заричко О.С., педагог-психолог, педагог социальный

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.) Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

23.12.2023

Семинар-практикум

Ковалева И.В., Якушева В.В., Заричко О.С., педагог-психолог

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях.

16.03.2024

Круглый стол

Ковалева И.В., Якушева В.В., Заричко О.С., педагог-психолог

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.

04.05.2024

Семинар-практикум

Педагог социальный, медсестра (по согласованию)

3

7 классы

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14 летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учебе.

16.09.2023

Лекция

Педагог-психолог, медсестра (по согласованию)

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска».

18.11.2023

Круглый стол

Педагог социальный, инспектор ИДН

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

Жизнь семьи с ребенком подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком.

17.02.2024

Семинар-практикум

Педагог социальный, педагог-психолог

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков-что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация успеха.

06.04.2024

Семинар-практикум

Боброва А.А.,

Хромченко М.А.,

Никончик А.К.,

Педагог-психолог

4

8 классы

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей.

21.10.2023

Лекция

Педагог-психолог, педагог социальный

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

09.12.2023

Семинар-практикум

Педагог социальный, инспектор ИДН

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения.

23.03.2024

Семинар-практикум

Педагог-психолог, педагог социальный

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детскородительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов.

11.05.2024

Круглый стол

Климова И.В., Куруленко Л.А., Мелешкова Т.В., педагог-психолог, педагог социальный

5

9 классы

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе.

23.09.2023

Лекция

Перебираева А.Г.,

Мартынникова Е.С.,

Свириденко Ю.С.

5.2

Тема 2. Агрессия, ее причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка.

11.11.2023

Семинар-практикум

Педагог-психолог, педагог социальный

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье. Профилактика вредных привычек.

17.02.2024

Семинар-практикум

Перебираева А.Г.,

Мартынникова Е.С.,

Свириденко Ю.С.

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников.

Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков.

11.05.2024

Семинар-практикум

Перебираева А.Г.,

Мартынникова Е.С.,

Свириденко Ю.С.,

Педагог-психолог, педагог социальный

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН   РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

 Время проведения: 10.00-11.00 (суббота)

Место проведения: учебные кабинеты

№ п/п

Наименование раздела, темы занятий, перечень   изучаемых вопросов

Срок проведения

Форма проведения

Ответственные

1

10 классы

1.1

Тема 1. Здоровье – это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

16.09.2023

Семинар-практикум

Педагог социальный, медсестра (по согласованию)

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребенку.

04.11.2023

Круглый стол

Педагог-психолог

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья.

03.02.2024

Круглый стол

Педагог-психолог, педагог социальный

1.4

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе.

27.04.2024

Занятия с элементами тренинга

Педагог-психолог

Гордеева Т.В., Жмакина В.А.

2

11 класс

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии.

23.09.2023

Семинар-практикум

Морозова Н.А.,

Зайцева Л.В.

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернетзависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей.

02.12.2023

Конференция

Педагог-психолог,

Педагог социальный, инспектор ИДН

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке   старшеклассников к семейной жизни.

16.03.2024

Круглый стол

Дубровская Н.В.,

Педагог социальный

2.4

Тема 4. Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период.

18.05.2024

Семинар-практикум

Морозова Н.А., Зайцева Л.В., педагог-психолог, педагог социальный


Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”»

Учреждение общего среднего образования является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.

Взаимодействие с законными представителями (родителями, усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями) – важная составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.

Перечень направлений работы с законными представителями учащихся достаточно широк. В данную деятельность включены все педагоги учреждения образования. Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и принимают задачи учреждения образования, участвуют в их реализации. Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

Актуальные направления и формы работы с законными представителями определяются на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер, инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год), программно-планирующей документации учреждения образования.

Значимым компонентов системы работы с законными представителями учащихся является республиканский проект «Родительский университет» (далее – проект) – система занятий (тематических родительских собраний) и консультаций в рамках реализации в учреждениях общего среднего образования примерной программы Родительского университета (далее – Программа). 

Цель проекта – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Задачи проекта:

- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций; 

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей; 

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; 

- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и др.

Основная идея проекта – наполнить новым содержанием традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы (в частности, родительские собрания), что способствует хорошей интеграции мероприятий проекта в сложившуюся систему работы с родителями в любом учреждении образования.

В ходе проекта 1 раз в четверть (целесообразно использовать предпоследнюю или последнюю неделю четверти) в рамках классных родительских собраний проводятся занятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Также в соответствии с установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика консультаций представлена в программе, соответствующую работу осуществляют классные руководители, специалисты социально-педагогической и психологической службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.

Работа Родительского университета организуется с учетом образовательных запросов родителей и закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням: 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов; 

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов; III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.

Темы занятий можно разбить на несколько содержательных блоков, которые поступательно от I до XI класса обогащают знания и умения родителей в сфере развития и воспитания учащихся:

психологические и физиологические особенности развития;

адаптация к особенностям образовательной среды, организация эффективной учебной деятельности;

формирование навыков здорового образа жизни, профилактика зависимого поведения;

особенности воспитания ребенка, формирование жизненных планов и целей;

развитие культуры общения и поведения и др.

При организации работы в рамках проекта педагоги должны обеспечить:

- гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;

- формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех участников образовательного процесса;

- внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;

- стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;

- творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.

С целью методического обеспечения проекта на национальном образовательном портале adu.by создана рубрика «Родительский университет». Рубрика содержит примерную программу проекта «Родительский университет»,информационно-методические материалы для проведения занятий с родителямипо каждой теме проекта, рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет» и каталог материалов для проведения занятий с родителями, размещенных на сайте БГПУ имени М. Танка (соответствующий интернет-ресурс носит название «Родительский университет» (https://roduniversitet.bspu.by), на главной странице созданы вкладки, которые также можно использовать при проведении занятий и консультаций: «Родительский университет», «Педагогам», «Родителям» ).

При реализации проекта в учреждении образования целесообразно создать методическую копилку, которая будет содержать лучшие сценарные разработки для проведения занятий, материалы для консультаций, видео- и аудиоматериалы, памятки, флайеры, плакаты и другие материалы для проведения мероприятий проекта. Данную работу следует поручить педагогу социальному.

Для методического обеспечения реализации проекта в учреждениях общего среднего образования на республиканском уровне Национальным институтом образования в 2020-2021 гг. изданы пособия: 

«Воспитание младших подростков в современной школе» (А.А. Глинский и др.); 

«Основы семейной жизни: Подготовка к браку и семейной жизни: 9 класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина); 

«Основы семейной жизни: Семья как социальный институт: 10 класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина).

PDF-версии вышеназванных пособий размещены на национальном образовательном портале и доступны для свободного скачивания (https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2022-2023-uchebnyj-god/organizatsiya-vospitaniya-2022-2023.html).

В 2022-2024 гг. планируется издание пособий для педагогов (авторы: В.В. Мартынова, Е.К. Погодина):

«Семейное воспитание: ребенок-младший школьник»;

«Семейное воспитание: ребенок-подросток»;

«Семейное воспитание: ребенок-старшеклассник».

С целью повышения эффективности работы с законными представителями учащихся и их предварительного информирования о времени проведения мероприятий рекомендуется составить план реализации республиканского проекта «Родительский университет» в учреждениях общего среднего образования на учебный год. Тематика проведения занятий может отличаться от той, которая изложена в Программе.

В плане должны найти отражение следующие аспекты: краткий отчет о реализации проекта за предыдущий учебный год, итогом которого являются четко сформулированные выводы (о выполнении поставленных цели и задач, имеющихся проблемах и затруднениях, положительном опыте реализации проекта, оценке мероприятий проекта родительской общественностью и др.), цель и задачи, план мероприятий по реализации проекта на учебный год.

Примерная структура плана мероприятий по реализации проекта на учебный год:

 

№ п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

 

Подготовку плана возможно поручить педагогу социальному во взаимодействии с классными руководителями и представителями родительского комитета. План утверждается заместителем директора по воспитательной работе до 1 сентября.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности. Среди рекомендуемых форм и методов – практикум / семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия / дебаты, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование и анализ ситуаций и др.

При организации взаимодействия с законными представителями предпочтительными являются очные формы работы; при необходимости можно также использовать очно-дистанционные формы взаимодействия. Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения родительского собрания, вебинара, веб-форума, интернет-конференции консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., групп в соцсетях, блога, мессенджеров и др. 

Для реализации проекта необходимо наладить тесное взаимодействие с родительским комитетом. В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 № 47 в классных коллективах и учреждении общего среднего образования функционирует родительский комитет, к компетенции которого относятся: содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий и др. При реализации проекта важно опираться на родительский актив, с которым можно обсудить содержательное наполнение сроки и формы организации занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности, роли, функции по подготовке и проведению мероприятий проекта, подготовить материалы и оборудование. В процессе взаимодействия родители могут выполнять разные роли: ассистентов, помощников, экспертов (если педагог готовит занятие по вопросам, которыми хорошо владеет законный представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.

Важным условием эффективности реализации проекта является его информационное сопровождение. На сайте учреждения образования необходимо создать вкладку «Республиканский проект “Родительский университет”» / «Родительский комитет» (возможно создание самостоятельного Интернет-ресурса), разместив на ней план реализации проекта на учебный год (без отчета об итогах реализации проекта за предыдущий учебный год), информацию о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флаеры по тематике занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки, фотоотчеты о проведении мероприятий и др. Целесообразно организовать форум (возможно использование иных форм получения обратной связи) для того, чтобы законные представители учащихся могли задать вопросы, оставить отзывы и предложения. Рефлексия по итогам проведения занятий может осуществляться с использованием Viber, Telegram, ВКонтакте, иных мессенджеров и социальных сетей.

С целью осуществления контроля и оценки качества реализации проекта необходимо обеспечить рассмотрение вопросов проведения соответствующей работы на педагогических советах (или совещаниях при руководителе (заместителе руководителя), методических объединениях классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) и др. не реже 1 раза в год.

Для оценки качества реализации проекта следует обратить внимание на следующие результаты: 

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству (понимание своей роли как отца (матери), своей роли как супруга в воспитании ребенка);

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах (в обучении, психологической помощи, психолого-педагогической поддержке и др.); 

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования; 

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- охват занятиями проекта большинства родителей учащихся, в том числе, благодаря системе дистанционного обучения и др.

Основные направления повышения эффективности реализации проекта:

организовать проведение виртуальной панорамы педагогического опыта «Родительский университет» во всех регионах по итогам каждого учебного года;

обеспечить наполнение страниц «Родительский университет» на сайтах учреждений образования актуальной, востребованной информацией, предусмотреть обратную связь с законными представителями обучающихся;

обеспечить активное использование информационно-коммуникационных технологий с целью вовлечения максимального количества родителей в реализацию проекта;

активизировать трансляцию опыта работы с семьей и реализации проекта Родительский университет в средствах массовой информации областного и республиканского уровней, на телевидении и посредством сети Интернет;

привлекать специалистов районных социально-педагогических центров к методическому сопровождению проекта;

обеспечить использование инновационных форм и методов работы с законными представителями при реализации мероприятий проекта (калейдоскоп-хобби, тренинги, мастер-классы, направленные на обучение родителей совместному досугу с детьми).


ГРАФИК КОНСУЛЬТАЦИЙ

в рамках РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I - IV классов

Время проведения : 10.00-11.00

Класс

Дата проведения

Темы консультаций для родителей

Место проведения

Ответственные

1 класс

02.09.2023

Мотивы учения младших школьников.

29

Ефремова В.В.

 

28.10.2023

Отношение в семье как основа взаимопонимания.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

 

16.12.2023

Леворукий ребенок в школе

29

Ефремова В.В.

 

20.01.2024

Поощрение и наказание детей в семье.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

 

02.03.2024

Психологические особенности младших школьников.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог-психолог

 

11.05.2024

Развитие памяти и внимания младших школьников.

29

Ефремова В.В.

2 класс

02.09.2023

Воспитание вежливости.

26

Дубровская Н.В.

 

18.11.2023

Как на самом деле любить своих детей?

26

Дубровская Н.В.

 

23.12.2023

Профилактика жестокого обращения с детьми.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

 

20.01.2024

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка.

26

Дубровская Н.В.

 

09.03.2024

Учение с увлечением.

26

Дубровская Н.В.

 

13.04.2024

Роль отца в воспитании ребенка.

26

Дубровская Н.В.

 

04.05.2024

Микроклимат в семье. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог-психолог

3 класс

07.10.2023

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.

27

Рабущищ Н.Л.

 

04.11.2023

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

 

23.12.2023

Как привить ребенку любовь к чтению?

27

Рабущищ Н.Л.

 

27.01.2024

Как выявить и развить способности детей?

27

Рабущищ Н.Л.

 

10.02.2024

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог-психолог

 

09.03.2024

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

 

13.04.2024

Как помочь ребенку стать внимательнее?

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог-психолог

4 класс

30.09.2023

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

25

Дергачева Л.А.

 

25.11.2023

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

 

20.01.2024

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем.

25

Дергачева Л.А.

 

02.04.2024

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

 

09.03.2024

Интеллектуальное развитие ребенка. Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог-психолог

 

06.04.2024

Организация свободного времени детей в период летних каникул.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный


ГРАФИК КОНСУЛЬТАЦИЙ

в рамках РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V - IX классов

Время проведения : 10.00-11.00

Класс

Дата проведения

Темы консультаций для родителей

Место проведения

Ответственные

5 класс

28.10.2023

Мой ребенок становится подростком.

Классные кабинеты

Трайтова К.А.,   Демьянова   Т.И.   Семенов А.В.

 

18.11.2023

Психологические особенности младших подростков.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог-психолог

 

09.12.2023

Ребенок в коллективе сверстников.

Классные кабинеты

Трайтова К.А.,   Демьянова   Т.И.   Семенов А.В.

 

13.01.2024

Межличностное общение подростков.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

 

20.01.2024

Компьютерные игры: польза или вред?

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог-психолог

 

13.04.2024

Ответственность родителей за воспитание детей.

Классные кабинеты

Трайтова К.А.,   Демьянова   Т.И.   Семенов А.В.

6 класс

21.10.2023

Как научить учиться с удовольствием?

Классные кабинеты

Якушева В.В., Ковалёва И.В.,  Заричко О.С.

 

11.11.2023

Школьные конфликты.

Классные кабинеты

Якушева В.В., Ковалёва И.В.,   Заричко О.С.

 

30.12.2023

Роль отца и матери в воспитании ребенка.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

 

27.01.2024

Трудности переходного возраста.

Классные кабинеты

Якушева В.В., Ковалёва И.В.,   Заричко О.С.

 

16.03.2024

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

 

23.03.2024

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Классные кабинеты

Якушева В.В., Ковалёва И.В.,   Заричко О.С.

 

20.04.2024

Трудовое воспитание в семье.

Классные кабинеты

Якушева В.В., Ковалёва И.В.,   Заричко О.С.

 

25.05.2024

Трудности переходного возраста.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог-психолог

7 класс

02.09.2023

Ваш любимый неидеальный ребенок.

Классные кабинеты

Никончик А.К., Хромченко М.А., Боброва А.А.

 

30.09.2023

О родительском авторитете.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

 

04.11.2023

Подростковый возраст: проблемы полового созревания.

Классные кабинеты

Никончик А.К., Хромченко М.А., Боброва А.А.

 

23.12.2023

Любовь и дружба в подростковом возрасте.

Классные кабинеты

Никончик А.К., Хромченко М.А., Боброва А.А.

 

13.01.2024

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог-психолог

 

06.04.2024

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

8 класс

16.09.2023

Как научиться понимать и принимать подростка?

Классные кабинеты

Климова И.В., Куруленко Л.А., Мелешкова Т.В.

 

07.10.2023

О родительском авторитете.

каб. педагога социального,   педагога-психолога

Педагог социальный

 

18.11.2023

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания.

Классные кабинеты

Климова И.В., Куруленко Л.А., Мелешкова Т.В.

 

09.12.2023

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

каб. педагога социального,

педагога-психолога

Педагог-психолог

 

13.04.2024

Подросток в социальных сетях: что делать?

каб. педагога социального,

педагога-психолога

Педагог социальный

9 класс

09.09.2023

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения.

каб. педагога социального,

педагога-психолога

Педагог социальный

 

30.09.2023

Как помочь подростку в выборе профессии?

каб. педагога социального,

педагога-психолога

Педагог-психолог

 

21.10.2023

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Классные кабинеты

Перебираева А.Г., Мартынникова Е.С., Свириденко Ю.С.

 

27.01.2024

Ответственное родительство-залог благополучия семьи.

Классные кабинеты

Перебираева А.Г., МартынниковаЕ.С.,  Свириденко Ю.С.

 

17.05.2024

Организация свободного времени детей в период летних каникул.

каб. педагога социального,

педагога-психолога

Педагог социальный


ГРАФИК КОНСУЛЬТАЦИЙ

в рамках РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X - XI классов

Время проведения : 10.00-11.00

Класс

Дата проведения

Темы консультаций для родителей

Место проведения

Ответственные

10 класс

02.09.2023

Психологические особенности десятиклассников.

Классные кабинеты

Гордеева Т.В., Жмакина В.А.

 

14.10.2023

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания.

каб. педагога социального,

педагога-психолога

Педагог психолог

 

23.12.2023

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников.

Классные кабинеты

Гордеева Т.В., Жмакина В.А.

 

16.03.2024

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников.

каб. педагога социального,

педагога-психолога

Гордеева Т.В., Жмакина В.А.

11 класс

14.10.2023

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников.

Классные кабинеты

Морозова Н.А.,

Зайцева Л.В.

 

11.11.2023

Режим учебного и физического труда, личная гигиена.

Классные кабинеты

Морозова Н.А.,

Зайцева Л.В.

 

20.01.2023

Трудности личного роста и их влияние на обучение.

Классные кабинеты

Морозова Н.А., Зайцева Л.В.

 

10.02.2024

Формирование здорового образа жизни.

Классные кабинеты

Морозова Н.А.,  Зайцева Л.В.

 

27.04.2024

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе.

Классные кабинеты

Морозова Н.А.,  Зайцева Л.В.


 


Разделы сайта