Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

РРЦ Русский язык

Ссылка на ОРЦ по учебному предмету "Русский язык и литература" 

Программа занятий по русскому языку «Олимпиадный уровень»

( подготовке к олимпиадам учащихся 9-11 классов)

Программа предназначена для серьезного изучения вопросов языкознания, глубокого погружения в изучаемый предмет, выполнения сложных заданий олимпиадного уровня, расширения кругозора, тренировки логического мышления и развития языкового чутья.

 

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Зайцева Людмила Валентиновна

Место работы

ГУО «Средняя школа №1 г. Черикова»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Контактный телефон

+375291318592

E-mail:

lz72@rambler.ru

Цель

программа предназначена для серьезного изучения вопросов языкознания, глубокого погружения в изучаемый предмет, выполнения сложных заданий олимпиадного уровня, расширения кругозора, тренировки логического мышления и развития языкового чутья.

Описание курса «Олимпиадный уровень»

Аннотация программы дистанционного курса

Назначение программы, нормативная трудоемкость

Программа курса составлена с целью

развития познавательных способностей одаренных детей посредством дистанционного обучения

поддержки и развития учащихся с хорошей мотивацией к изучению русского языка ;

ранней профессиональной ориентации в области изучения гуманитарных предметов.

2 часа в месяц

Класс / Возрастная категория обучающихся

9-11 классы, 15-17 лет

Актуальность

Олимпиада – это средство раскрытия способностей учащихся и развития у них интереса к родному языку и словесности. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Новизна

В ходе изучения курса учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задания олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.

Цели и задачи обучения

Цель: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку посредством формирования коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.

Задачи:

составить целостное представление о языкознании как основе углубленного изучения языка;

расширить и углубить вопросы языкознания, не входящие в курс основной программы по русскому языку;

подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;

сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;

научить пользоваться Интернет-ресурсами, использовать возможности обратной связи;

потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.

Планируемые результаты обучения

положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;

- рост численности обучающихся, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности.

Требования к уровню подготовленности обучаемых

знать историю развития русского языка;

дополнить и расширить программные знания всех разделов языкознания;

знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);

знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;

уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;

уметь пользоваться словарями различных видов, справочной литературой по русскому языку и Интернет-ресурсами.

Принципы отбора содержания и структура курса

Принципы обусловлены системно-функциональным, коммуникативно-деятельностным, лингвокультурологическим подходами к организации дифференцированного углубленного изучения предмета.

  • Актуальность.

Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

  • Научность.

Русский язык – учебная дисциплина, развивающая умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.

  • Системность.

Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов русского языка) к общим (качество идеальной речи).

  • Практическая направленность.

Содержание занятий индивидуально-группового занятия направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.

  • Обеспечение мотивации.

Во-первых, развитие интереса к русскому языку как науке гуманитарного направления, во-вторых, успешная сдача экзаменов и успешное выступление на олимпиадах по русскому языку.

  • Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный.

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка, удовлетворяет познавательный интерес учащихся к проблемам русского языка, культуры речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области этих учебных дисциплин.

  • Инвариантивность.

Программа применима для учащихся 9– 11 классов.

Формы и виды организации учебной деятельности

Индивидуальная, самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

Тестирование – тренинг (самоконтроль степени изучения материала).

Контрольное тестирование.

Творческие задания.

 

Методы работы

Поисковый,

проблемный,

исследовательский,

творческий.

Контрольно-измерительные материалы

Олимпиадные задания,

тесты,

тексты для различных видов разбора,

творческие задания.

Курс индивидуально-групповых занятий по подготовке к олимпиадам рассчитан на 18 часов, предназначен для учащихся 9-11 классов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятия

Количество часов

Введение.

1

Диагностическая олимпиада

1

История языка

1

Языки мира. Карта языков мира.

1

Графика. Фонетика.

1

Орфоэпия

1

Лексикология

1

Лексика современного русского языка с точки зрения её

происхождения

1

Причины и источники заимствования слов. Жизнь слова в чужом языке

1

Фразеология

1

Этимология

1

Морфемика и словообразование

1

Морфология. Части речи, их основные грамматические категории

1

Синтаксис и пунктуация

2

Стилистика и культура речи

1

Социолингвистика

1

Различные виды анализа текста

1

Всего

18

Тематическое планирование индивидуально-групповых занятий по русскому языку

«Олимпиадный уровень»

( подготовке к олимпиадам учащихся 9-11 классов)

п/п

Название раздела, темы

К-во

часов

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии

Формы и приёмы работы

Введение.

1

Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению

Лекция с элементами беседы, выполнение заданий.

Диагностическая олимпиада

1

Тестовое задание

Выполнение заданий.

Онлайн тестирование

История языка

1

Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике.

Лекция с элементами беседы.

Тренировочные упражнения.

Самостоятельная работа

Языки мира. Карта языков мира.

1

Родственные связи языков. Кирилл и Мефодий.

Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование

Лекция с элементами беседы

Графика. Фонетика.

1

Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы. Фонема. Сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова, транскрипция.

Лекция с элементами беседы.

Самостоятельная работа.

Онлайн тестирование

Орфоэпия

1

Орфоэпические нормы. Ударение.

Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений

Лексикология

1

Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы

Лекция с элементами беседы.

Самостоятельная работа.

Работа со словарями.

Онлайн тестирование

Лексика современного русского языка с точки зрения её

происхождения

1

Историзмы, архаизмы, диалектизмы, неологизмы

Лекция с элементами беседы.

Самостоятельная работа.

Работа со словарями.

Причины и источники заимствования слов. Жизнь слова в чужом языке

1

Оправданные и неоправданные заимствования

Лекция, практические занятия.

Фразеология

1

Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение.

Работа с толковым и фразеологическим словарями. Выполнение упражнений

Этимология

1

Происхождение слова

Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения

Морфемика и словообразование

1

Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования.

Тренировочные упражнения.

Самостоятельная работа.

Онлайн тестирование.

Морфология. Части речи, их основные грамматические категории

1

Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи.

Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа.

Имя прилагательное: разряды.

Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время.

Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества.

Склонение числительных. Служебные части речи.

Лекция с элементами беседы.

Самостоятельная работа.

Работа в группах.

Онлайн тестирование.

Синтаксис и пунктуация

2

Словосочетание и предложение.

Виды предложений.

Синтаксические синонимы.

Синтаксический и пунктуационный анализы предложения.

Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний.

Онлайн тестирование

Стилистика и культура речи

1

Функциональные стили языка, их основные признаки.

Литературные нормы языка.

Самостоятельная работа.

Тренировочные упражнения

Социолингвистика

1

Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы

Тренировочные упражнения.

Работа в группах

Различные виды анализа текста

1

Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.

Практикум.

Работа с текстом.

Самостоятельная работа